Научная работа кафедры психологии

Научная работа кафедры психологии


Страница не имеет перевода на текущий язык. Отображена русская версия.
The page has no translation into the current language. Displayed russian version.

Основной объем научной работы кафедры посвящен актуальным вопросам когнитивной психологии и, в частности, психологии речи. Научная работа на кафедре в 2010 – 2014 гг. велась в рамках научной темы «Когнитивное и речевое развитие личности в учебном процессе», а в 2014 – 2018 гг. – в рамках темы «Индивидуальные различия в овладении и владении несколькими языками», в 2019 – 2023 гг. «Взаимосвязь интериоризированных знаковых системы с образно-эмоциональной сферой личности» (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Ерчак Н. Т.).

Направления исследований обусловлены тем, что психологическая природа и механизмы функционирования речи представляют одну их самых сложных проблем психологии, особенно в случаях владения несколькими языками. Каждый человек постоянно производит речевые единицы (слова, фразы, более или менее продолжительные тексты), а также осуществляет восприятие речевых сигналов. Особый интерес представляет индивидуальное своеобразие процессов понимания и говорения. Поскольку эти психические явления непосредственному наблюдению не поддаются, необходимы специально организованные психологические эксперименты, позволяющие опосредованно изучить психологические механизмы, обеспечивающие все речевые процессы. В последнее время акцент в исследованиях делается на достижении владения изучаемыми иностранными языками, которая выглядит как переход к формированию столь же прочных связей знаковой системы иностранного языка с образной и эмоциональной сферами обучаемого, как и в родном языке. 

Актуальность проводимых исследований обусловлена и той ролью, которую знание иностранных языков играет в современном обществе: современный образованный человек должен владеть как родным, но и другими языками. Данная задача поставлена руководством Республики Беларусь перед образовательными учреждениями как одна из первостепенных. Кроме того, актуальность решаемой проблемы заключается в том, что каждый ученик или студент овладевает иностранными языками по-своему, а поэтому понимание возможного своеобразия важно как для самого обучаемого, так и для того, кто его обучает, что является необходимым условием эффективности процесса обучения.

Главная цель проводимых на кафедре психологии МГЛУ исследований – выявление новых перспективных направлений в изучении процесса усвоения иностранных языков, в развитии научно-педагогической школы эффективного преподавания иностранных языков. Также перед кафедрой стоит задача выявить основные факторы, обусловливающие овладение иностранными языками, основные трудности, препятствующие студентам и учащимся успешно овладевать иностранными языками.

В настоящее время исследование проводится по следующим направлениям:

  • «Психологические характеристики когнитивных процессов» (проф. Ерчак Н. Т.);
  • «Психологические знания как фактор успешного усвоения иностранных языков» (ст. преп. Бубен В. С.);
  • «Индивидуальные особенности понимания речи в процессе овладения родным и иностранным языком» (доц. Иванов О. В.);
  • «Психологическая сущность чувства языка» (доц. Климович Е. А.);
  • «Интеллектуальная инициатива в овладении и владении несколькими языками» (доц. Валуйская Т. Л.);
  • «Когнитивно-стилевые особенности овладения языком» (доц. Шнаревич Л. Г.);
  • «Прогнозирование качества устного перевода на основе учета уровня развития когнитивных функций» (старший преподаватель Савчук А. В.).
  • «Динамика иноязычного лексикона в процессе усвоения английского языка студентами языкового вуза» (преподаватель Королева Н. А.).
  • «Специфика принятия решения о временной форме англоязычной фразы в условиях вербальной и невербальной стимуляции» (преподаватель Богданович А. Э.).

Преподавателями, аспирантами и студентами кафедры разрабатываются и используются новые технологии, проводятся лабораторные эксперименты, предполагающие компьютерную статистическую обработку полученных экспериментальных данных (достоверность, корреляционный анализ, факторный анализ).

Используемые компьютерные разработки, многие из которых были созданы преподавателями и аспирантами кафедры, позволяют, среди прочего, исследовать функционирование когнитивной сферы студентов вуза и учащихся школ (речь, память, понимание иноязычной речи, перевод с одного языка на другой, взаимодействие внутренней и внешней речи на разных языках и т.д.) В частности, это такие оригинальные экспериментальные методики как:

  • диагностика уровня развития ситуативной речи на иностранных языках (Краус Е. С.);;
  • диагностика уровней понимания речевого сообщения (на основе двухуровневого нарушения целостности текста) (Иванов О. В.);
  • диагностика уровня сформированности «чувства языка» (Климович Е. А.);
  • методика изучения роли осознавания в овладении иностранными языками (Мацкевич Е. В.).
  • тест Струпа в качестве диагностического инструмента оценки уровня владения иностранными языками (Стасюкевич Е. В.)

 Результаты научных исследований преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов находят свое воплощение в научных пособиях, публикациях в журналах, сборниках научных статей, используются при дальнейшем изучении проблемы, при проведении семинарских занятий по когнитивной психологии, чтении лекции для преподавателей вузов, учителей школ, при подготовке учебников и учебных пособий.

В 2013 г. кандидатскую диссертацию на тему «Совершенствование понимания контекстной речи в младшем школьном возрасте» защитил соискатель кафедры О .В. Иванов. В данном исследовании автором была обоснована сензитивность младшего школьного возраста для формирования умений и навыков понимания контекстной речи, разработаны критерии оценивания понимания контекстной речи, выявлено наличие двух групп факторов, детерминирующих понимание контекстной речи (независимых от воспринимающего сообщение субъекта и присущих самому воспринимающему сообщение субъекту). Также О. В. Иванов разработал методику совершенствования понимания контекстной речи в младшем школьном возрасте с учетом факторов, детерминирующих понимание контекстной речи.

В 2015 г. защитила кандидатскую диссертацию Л. Г. Шнаревич на тему «Понимание устноречевого сообщения субъектами с различными когнитивными стилями». В работе было показано, что при понимании устноречевого сообщения индивидуальные особенности функционирования когнитивных стилей личности, такие как «полезависимость – поленезависимость», «узкий – широкий диапазон эквивалентности», «импульсивность – рефлективность» оказывают существенное влияние на понимание устноречевого сообщения. В исследовании Л. Г. Шнаревич было установлено, что когнитивный стиль «полезависимость – поленезависимость» является механизмом, направляющим интеллектуальную деятельность субъекта по определенному руслу, обращая внимание на одни аспекты и игнорируя другие. На основании анализа способов обработки субъектом поступающей информации (воспринимаемого текста) автором были выделены три типа понимания (стимульно-продуктивный, эвристический и эмоционально-личностный). Результирующий же аспект понимания определяется совместным воздействием когнитивных стилей «полезависимость – поленезависимость», «узкий – широкий диапазон эквивалентности», «импульсивность –рефлективность. Как показала Л. Г. Шнаревич, сочетание мобильности, точности и аналитичности является продуктивным комплексом, обеспечивающим высокий результат понимания.

В 2017 г. защитила кандидатскую диссертацию аспирантка кафедры психологии Е. С. Краус на тему «Специфика выражения мыслей в иноязычной речи в зависимости от их репрезентации в сознании». В рамках своего исследования Е. С. Краус разработала методику, обеспечивающую выявление специфики выражения мыслей на иностранном языке в зависимости от их репрезентации в сознании, раскрыла характеристики иноязычной речи в зависимости от доминирования в структуре мысли знакового или образного компонента, выявила роль внутреннего перевода в процессе говорения на иностранном языке, определив влияние очередности следования стимульного материала на характеристики иноязычной речи.

На сегодняшний день завершены кандидатские исследования аспирантов кафедры Н. А. Королевой (на тему «Динамика лексикона в процессе овладения иностранным языком студентами языкового вуза») и А. В. Савчука (на тему «Уровень развития когнитивных функций как предиктор эффективности устного перевода»). Кандидатская диссертация А. Э. Богданович, посвященная проблеме наглядности, прошла обсуждение на УМО МГЛУ. В исследованиях изучаются актуальные вопросы когнитивной психологии и психолингвистики, напрямую затрагивающие вопросы изучения и владения иностранными языками.