Возвращение с Марса

Возвращение с Марса

25 апреля 2024г. команда преподавателей и студентов МГЛУ завершила с учащимися 7-8 классов школ и гимназий г. Минска миссию по освоению Марса на базе «ГУО МГООЦ «Лидер» и благополучно вернулась в свои привычные будни.

Хотите узнать, как мы осваивали Марс и создавали там внеземной комфорт? Разберёмся по порядку.

Кто мог стать членом экипажа?

Вы активные, общительные, доброжелательные, трудолюбивые, честные, внимательные, ответственные, организованные и гибкие? Если вы ответили «да» на все или почти все вопросы, добро пожаловать на борт космического корабля. Жадным, трусливым, недружелюбным, безответственным и агрессивным в космосе не место!

Что носили космонавты?

Для прогулок по Марсу были разработаны яркие космические скафандры нового поколения, в которых комфортно ходить и даже прыгать в непригодных для жизни погодных условиях при температуре от –157°С до +121°С.

Где жили космонавты?

Дома строились из природных материалов Марса, биопластика и стекла. Постройки напоминали огромные капсулы, вазы или пчелиный улей для смягчения атмосферного давления Марса. Дома делились на сектора: сектор для влажной обработки скафандра, сектор для кухни, сектор для спален и зоны отдыха, сектор для зимнего сада, сектор для марсианских вечеринок и т.д. Дизайнерские предметы интерьера и декора создавались с использованием новейших возможностей 3D-печати и искусственного интеллекта.

Что было в марсианском меню? 

Марсианскому меню могут позавидовать топовые рестораны на Земле. Чего в нем только нет: от сублимированного шпината до пиццы, посыпанной звездами и стрекозами. В технологии приготовления причудливого бургера со свинками точно соблюдаются традиции марсианской цивилизации. Для тех, кто считает калории, в меню найдется паста с креветками и водорослями, овощной суп с насекомыми и низкокалорийный десерт «Пеппа».

На каком языке общались на Марсе?

Для комфортной жизни на Марсе нам понадобился английский, английский и еще раз английский. Из-за разницы в планетарных лингвокультурах пришлось изрядно потрудиться, чтобы выговорить ряд межзубных согласных, непривычных для уха землян. Оказывается, традиционные для землян способы коммуникации при помощи изображений и иностранного языка могут оказаться непонятными для инопланетных существ, обитающих на Марсе. Пришлось создать язык, интуитивно понятный для любой разумной формы жизни, овладеть невербальными способами общения, Азбукой Морзе, а также познать тайны Международного радиотелефонного фонетического алфавита. 

Программа полета выполнена?

Программа полета выполнена на 100%. Полное погружение в английский язык во время проигрывания различных сценариев колонизации Марса, пополнение словарного запаса, активизация грамматических структур, закрепление навыков письма при поведении «диктанта на бегу», разгадывание головоломок и ребусов, генерация картинок из своего текстового запроса при помощи нейросетей, создание цифровых комиксов на английском языке – все это способствовало развитию логического мышления и творческого потенциала, креативности, фантазии и находчивости у учащихся 7-8 классов школ и гимназий г. Минска.

Каждый член космической экспедиции действительно хорошо и с пользой провел время на Марсе: кто-то совершенствовал разговорную английскую речь, бесстрашно вступая в дискуссии и обсуждения, кто-то развивал умения чтения и аудирования; кто-то преодолел языковой барьер, поборол стеснение и, наконец, заговорил; кто-то новыми глазами взглянул на профессию учителя и погрузился в удивительную и неповторимую атмосферу общения с детьми; кто-то в очередной раз продемонстрировал полет фантазии и методическое мастерство в написании сценариев занятий… И все без исключения получили позитивный заряд энергии от общения друг с другом и ребятами.

Как мы возвращались на Землю?

Борисенко Д.И., Гуринович О.Н., Денисеня А.К., Романова Я А. и Серая А.А., студенты 5 курса ФАЯ

Кульминацией колонизации Марса стало возвращение на Землю. Во время преддипломной педагогической практики нам предстояло вернуться вместе с ребятами с Марса. Совместно с Долматовой Е.Д., Соловьевой О.А. и Сычевской Н.С. мы придумали легенду, согласно которой, искусственный интеллект вышел из-под контроля и вывел из строя элемент кода для запуска космического корабля. Для возвращения на Землю ребятам предстояло восстановить последовательность кодов. Перед нами была поставлена непростая задача: учесть разный уровень владения языком, индивидуальные особенности темперамента детей-космонавтов, специфику внутреннего устройства центра «Лидер». Необходимо было оценить риски, связанные с тем или иным заданием при его выполнении, погодные условия, количество раздаточного материала и много другое. Мы продумывали не только логичную интеграцию каждого задания в сюжетную линию, но и их целесообразность и познавательную ценностью. Мы постарались включить задания разной степени сложности, чтобы ученики с разным уровнем владения иностранным языком могли найти свою роль в развитии событий. Конечно же, мы готовили огромное количество раздаточных и мультимедийных материалов, от аудиозаписей до отрывков из мультфильмов.

Весь процесс разработки мероприятия на 130 участников велся координированно и слаженно. За каждым студентом-практикантом была закреплена определенная роль. Можно сказать, мы сложили этот квест как огромный пазл, вложив в каждый его кусочек часть своей души. Нам хотелось придумать и претворить в жизнь что-то новое и оригинальное, непохожее на то, что ребята делали на протяжении лагерной смены (а разнообразных активностей у них было огромное множество!).

Разработка и проведение мероприятия стали для нас еще одной ступенькой на пути освоения профессии учителя. Это был настоящий вызов нашей креативности, а также проверка наших знаний педагогики, психологии и методики преподавания иностранных языков.

Состав марсианского экипажа?

Напомним, что в состав дружного и креативного марсианского экипажа входили: заведующий сектором практики Дымович Н.Л, заместитель декана факультета английского языка, к.ф.н., доц. Долматова Е.Д., доцент кафедры лингводидактики и методики обучения иностранным языкам, к.п.н., доц. Соловьева О.А. заведующий кафедрой истории и грамматики английского языка, к.ф.н., доц. Сычевская Н.С., преподаватель кафедры лексикологии и стилистики английского языка Карась В.П., преподаватели кафедры фонетики английского языка Мисовская Е.В., Почерняй Д.С. и Стригун К.В., а также преподаватель кафедры современных технологий перевода Волконовская Н.М, студенты факультета английского языка Медведева Д.В., Ивановская А.Д., Борисенко Д.И., Гуринович О.Н., Денисеня А.К., Романова Я А. и Серая А.А.

Первые эмоции и впечатления по возвращению на Землю

Спартак, 13 лет, 213-ая школа

– Лингвистическая смена мне очень понравилась. Преподаватели из лингвистического университета классные, а уроки интересные. Я надеюсь, что в сегодняшнем квесте мы победим, потому что наш отряд очень постарался.

Нина, 14 лет, 7-ая гимназия

– Квест мне очень понравился, было круто искать все конверты для расшифровки кода, проходить задания и смотреть видео. Особенно трудно было составлять слова! А вообще, мне очень понравилось, как мы слетали на Марс, обсудили еду и жилища марсиан.

Алиса, 12 лет, 119-ая школа

– Эта лингвистическая смена проходила очень весело, особенно когда все пытались разговаривать на английском. Мы создавали комиксы с помощью нейросетей, и это было очень необычно и познавательно. Квест – это масштабное завершение смены. Наш отряд и до квеста был очень дружный, а после него мы сплотились еще больше.

Ивановская А, студентка 2 курса ФАЯ

Мне удалось посетить уроки сразу у нескольких преподавателей нашего университета. План урока у каждого из них был одинаковый. Вместе с тем, у меня была отличная возможность прочувствовать, что же такое «атмосфера в классе, задаваемая учителем в ходе урока». Думаю, именно этот момент для меня стал самым познавательным. Наши преподаватели, переступая порог класса, передавали ребятам свою энергетику, собственный «посыл».

Со стороны было хорошо видно, какие разные ребята собрались в одном классе. И как непросто их увлечь, удержать их внимание. Совмещение серьёзного учебного процесса с игровым форматом, работой в команде и в малых группах, как мне кажется, позволяет достичь максимальной эффективности «в освоении Марса»! Меня очень порадовала и поразила креативность ребят в визуализации проектов при помощи искусственного интеллекта и более привычных подручных средств – фломастеров и карандашей.

Волконовская Н.М. преподаватель

– Путешествие на Марс: миссия выполнена! Благодаря разнообразию заданий и форм взаимодействия с ребятами, разработанных Долматовой Е.Д., Соловьевой О.А., Сычевской Н.С. и Насоновой Т.М., было приятно узнать возможности каждого ученика с разных сторон. Все занятия были продуктивными, креативными и тщательно спланированными! Мы пытались зарядить детей «атмосферой Марса», но прониклись ею и сами. Возможность попробовать себя в роли учителя – полезный опыт, который оставил только позитивные эмоции и впечатления у меня и, я надеюсь, у учащихся!

Мисовская Е.В., преподаватель

На 3 недели мне предстояло стать марсианином, который был рад пригласить белорусских ребят на родную планету для своего рода культурного обмена в духе дружбы и взаимопомощи. На уроках мы строили поселение для вновь прибывших колонизаторов, выбирали гида-компаньона, пробовали марсианские деликатесы, готовили сублимированный шпинат в традиционном стиле настоящих астронавтов, а также сражались за звание Martian outpost champion по мотивам «Своей игры».

За три недели нам удалось сблизиться с ребятами-космонавтами, которые были готовы продолжать общаться с нами на переменах, искренне благодарили за занятия, тайком оставляли милые записки на стикерах. И мы вместе радовались нашим общим победам.

Возвратившись на Землю, я не прощаюсь с центром «Лидер», а говорю: «До свидания, «Лидер», до новых встреч!»

Карась В.П., преподаватель

Произошел в прямом смысле полет на другую планету! Очень разные ребята, миллион интересных активностей и творчества на каждом уроке, комфортная атмосфера. И все занятия пролетели как одно мгновение.

Почерняй Д.С, преподаватель

– Пять минут – полёт нормальный. А серия уроков – ещё лучше. Лингвистическая смена для учащихся в центре «Лидер» в этом году оказалась действительно насыщенной. За две с половиной недели ребята успели и на Марс слетать, и поселение там построить, и меню своё разработать, и собственные языки придумать. Каждый день был не похож на предыдущий, как и сами дети. И если в первый раз, входя в аудиторию, всё внутри сжималось в комочек и делало тройное сальто с выпадом назад, то прощаться было грустно и немного горько. Я точно знаю, что каждый в конце космического путешествия смог унести с собой положительные эмоции, новые знакомства, какое-то незнакомое иностранное слово или надоедливую (в хорошем смысле этого слова) песенку про Марс.

Стригун К.В., преподаватель

– Смена в центре «Лидер» в 2024 году объединила пути преподавателей МГЛУ и учащихся 7 и 8 классов школ и гимназий г. Минска, что, несомненно, положительно повлияло на настроение участников смены, пополнило их общий багаж знаний о мире и о себе, и, конечно, позволило попрактиковать английскую устную и письменную речь в новых условиях и необычных, занимательных контекстах.

Уверена, что дети вдохновились полным погружением в атмосферу иноязычного общения и ещё долго будут помнить увлекательное путешествие на Марс, и мы сможем встретиться снова в стенах центра «Лидер» и, очень хочется надеяться, в скором будущем – в стенах нашего родного МГЛУ.