Презентация монографии

Презентация монографии

5 апреля 2024 года в Минском государственном лингвистическом университете состоялась презентация монографии «Ленинградская симфония. Партитура памяти» (РОССПЭН, 2024), посвященной культурной памяти Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича в годы Великой Отечественной войны, изданной под эгидой Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича.

Используемые в монографии неизвестные документы из российских федеральных, региональных и ведомственных архивов (АВП РФ, РГАСПИ, РГАЛИ, ЦГАЛИ СПб, архива УФСБ по СПб и ЛО и др.), а также музейных фондов, позволяют не только весьма существенно дополнить знания о «знаменитой ленинградке», узнать новые имена и в неожиданном ракурсе взглянуть на уже известные.

Автор монографии – доктор исторических наук, заместитель директора по просветительской деятельности и внешним связям Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича Юлия Зораховна Кантор. Автор более ста научных публикаций, шести монографий, среди них «Война и мир Михаила Тухачевского» (М., 2005), «Невидимый фронт. Музеи России. 1941–1945» (М., 2017). Юлия Зораховна выступала в роли куратора выставочных проектов, посвященных роли интеллигенции в жизни общества, таких как «Уральский ковчег. Творческая интеллигенция в эвакуации в Свердловской области» в Объединенном музее писателей Урала (г. Екатеринбург, 2020), «Пермский балет. Эпоха Екатерины» в Пермском государственном хореографическом училище (г. Пермь, 2020), «Единственный защитник заключенного. Медикам-узникам ГУЛАГа посвящается» в Государственном музее политической истории России (г. Санкт-Петербург, 2021) и др. В сезоне 2017–2018 гг. была автором идеи и ведущей концертного цикла «Музыка революции. Два цвета времени», в 2022 г. – автором и куратором историко-музыкального проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти» в Санкт-Петербургской академической филармонией им. Д. Д. Шостаковича, с 2023 г. – руководитель историко-реставрационного проекта «Военная летопись Филармонии», в рамках которого прошли выставки «Сибирские сезоны ленинградской филармонии. К 80-летию гастролей» в Омском музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (г. Омск, 2023), «Слушай, Ленинград» к 80-летию снятия блокады Ленинграда в Мурманском областном художественном музее (г. Мурманск, 2024).

Ольга Леонидовна Гутько – заместитель декана факультета английского языка Минского государственного лингвистического университета, кандидат культурологии, выступила в роли модератора встречи Ю.З. Кантор с приглашенными к дискуссии представителями Института истории Национальной академии наук Республики Беларусь, Белорусской государственной академии музыки, Музея истории Великой Отечественной войны, Национальной библиотеки Беларуси, Белорусского государственного университета культуры и искусств, Витебского государственного музыкального колледжа им. И.И. Соллертинского и др. Участникам были переданы в дар экземпляры монографии «Ленинградская симфония. Партитура памяти», а также сборники докладов научной конференции (состоявшейся в Петербургской филармонии 2022г.), посвященной первому исполнению Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде.

На встрече автор ответила на все интересующие вопросы экспертов в области истории Великой Отечественной войны, музыковеденеия, культурологии. Диапазон вопросов был разнообразным – о документальных источниках, включая личные, о том, помогает ли книга в передаче «кода» памяти молодежи, можно ли ее использовать в экскурсиях и на курсах повышения квалификации музейных и музыкально-педагогических кадров, контактировали ли эвакуированные из Ленинграда музыканты друг с другом в различных регионах страны. Конечно, участников минской встречи интересовали подробности биографий тех участников легендарной истории, кто связан с Беларусью, – минчанина К.И. Элиасберга, витебчан И.И. Соллертинского и И.Д. Гликмана. Прозвучал и вопрос о том, что больше всего удивило автора в процессе работы над монографией. Ю.З. Кантор ответила, что больше всего удивило то, какое количество материала не исследовано в столь, казалось бы, изученной теме, – как показывает опыт, история неисчерпаема.