Спецкурсы по педагогике

Спецкурсы по педагогике

«НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА БЕЛОРУСОВ»  (24 часа)

Буткевич Валентина Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор

Содержание образования в Республике Беларусь обусловлено современными социокультурными условиями и ориентировано на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, на становление и социализацию личности обучающихся.

Осмысление современных процессов развития общества и образования предполагает последовательное углубление понимания роли в них народной культуры. Это связано с тем, что освоение эталонов народной культуры в процессе образования создает основу для приобщения учащихся к другим ценностям.

Спецкурс предполагает знакомство студентов с историей развития народной педагогики белорусов, современным состоянием и перспективами ее развития. Спецкурс «Народная педагогика белорусов» расширяет и углубляет общекультурный и профессиональный уровень студентов, способствует формированию их социально-профессиональной компетентности в области воспитания на национальных ценностях белорусов.

Цель спецкурса: раскрыть значение белорусской народной педагогики в контексте современного научного знания.

Задачи спецкурса: раскрыть взаимосвязь форм, методов и средств формирования личности в белорусской народной педагогике и современной научной педагогике; рассмотреть возможности использования идей белорусской народной педагогики в целостном учебно-воспитательном процессе учреждений образования; познакомить с белорусскими исследователями народного творчества; раскрыть воспитательный потенциал народных сказок, пословиц, поговорок, легенд, преданий и др.

Изучение спецкурса «Народная педагогика белорусов» призвана сформировать у студентов комплекс академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

  • способность к социальному взаимодействию и иметь гражданскую позицию;
  • умение работать с педагогической литературой, нормативно-правовыми и законодательными документами в области образования Республики Беларусь;
  • использование современных информационных ресурсов в обучении и воспитании на традициях и обычаях белорусского народа.

Занятия проводятся с использованием разнообразных форм обучения:  обсуждение эссе, проектов и рефератов, дискуссия, «круглый стол», научная конференция, демонстрация новейших образовательных и воспитательных технологий и методик, и др.


«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» (24 часа)

Капранова Вера Анатольевна,   доктор  пед. наук, профессор

Спецкурс «Сравнительная педагогика» занимает особое место в системе профессионально-педагогической  подготовки студента МГЛУ. Он призван расширить научно-педагогический и общекультурный уровень студента, поможет глубже понять закономерности мирового педагогического процесса, выделять общее, особенное, единичное в развитии зарубежных систем образования.  Будущий специалист-лингвист должен иметь представление о международной терминологии, используемой в сфере образования, обладать умением критически осмысливать зарубежный опыт, способностью сравнения, системного восприятия образовательных реалий, свободно ориентироваться в своей профессиональной области и владеть знанием современных зарубежных наработок с целью повышения качества своей профессиональной деятельности.

Цель спецкурса  – овладение основами знаний в области сравнительной педагогики, понимание приоритетов развития мирового образования, магистральных направлений его развития   в различных регионах мира (Северная, Западная, Восточная Европа, Северная Америка, Юго-Восточной Азия и др.).

Задачи спецкурса: ознакомить студентов с историей развития сравнительной педагогики как отрасли педагогического знания; современным состоянием и тенденциями развития образования за рубежом, характерными особенностями функционирования средней и высшей школы в различных странах мира,  деятельностью стран-лидеров (США, Великобритания, Франция, Германия и др.) на рынке  образовательных услуг, рейтингами  университетов, международными образовательными программами и проектами.

Изучение спецкурса «Сравнительная педагогика» призвано сформировать у студентов комплекс  академических, социально-личностных и профессиональных компетенций: 

  • знание современных тенденций развития образования в мире;
  • владение методологией сравнительно-педагогического исследования;
  • формирование умений работы с нормативно-правовой документацией;
  • развитие умений поиска информации, анализа, сравнения  и оценки собранных данных;
  • развитие умений интерпретации и моделирования педагогических явлений и процессов во взаимосвязи с процессами  развития образования в мире;
  • умение работать в команде и развитие навыков взаимодействия.

Занятия проводятся с использованием разнообразных форм обучения: мультимедийные лекции, презентации, эссе, рефераты, проекты, дискуссии.


«Профессиональное здоровье педагога:

диагностика, сохранение, укрепление» (24 часа)

Карпович Татьяна Ефимовна, кандидат психол. наук, доцент

Процесс овладения профессией может проходить конструктивным либо деструктивным путем по отношению к физическому, психическому и социальному здоровью человека. В итоге он может привести к прогрессу личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности либо к ее регрессу, т.е. профессиональным деформациям, которые возникают уже в процессе профессионального образования. Нарушения профессионального здоровья особенно пагубны для представителей педагогической профессии, где сама личность специалиста выступает средством профессиональной деятельности. Поэтому изучение спецкурса призвано обеспечить профилактику профессиональной дезадаптации будущих педагогов и их профессионального выгорания путем расширения представлений о влиянии педагогической профессии на здоровье человека, об управлении профессиональными стрессами и стратегиях совладающего поведения, о противодействии манипулированию со стороны учащихся и их родителей,  а  также путем формирования практических умений и навыков диагностики и укрепления собственного здоровья и повышения субъективного благополучия.   

Целью спецкурса «Профессиональное здоровье педагога: диагностика, сохранение, укрепление» является ориентация студентов в вопросах диагностики, сохранения и укрепления своего профессионального здоровья, профилактики профессиональных деформаций.

Задачами спецкурса являются:

  1. формирование у студентов целостного представления о профессиональном здоровье педагога и его составляющих;
  2. воспитание у студентов ценностного отношения к здоровью как системному феномену, связанному с профессиональным становлением;
  3. приобретение студентами практических умений и навыков по диагностике, сохранению и укреплению своего здоровья и повышению субъективного благополучия.

Изучение спецкурса призвано сформировать у студентов комплекс академических, социально-личностных и профессиональных компетенций: 

  • применять базовые научно-теоретические знания по проблеме здоровьесбережения для решения теоретических и практических задач;
  • владеть навыками диагностики здоровья, его сохранения и укрепления;
  • организовывать взаимодействие участников образовательного процесса с учетом требований здоровьесбережения.

Каждое из 12 занятий включает теоретический блок (предоставление информации о сущности изучаемого феномена в виде интерактивной лекции с использованием мультимедийной презентации), диагностический блок (экспресс-диагностика составляющих профессионального здоровья студентов с интерпретацией результатов), практический блок (конкретные рекомендации по укреплению здоровья и профилактике его нарушений).


 «КУЛЬТУРА МИРА И ПЕДАГОГИКА» (24 часа)

Литвинович Виктор Григорьевич,

кандидат педагогических наук, доцент

Цель спецкурса – распространение идей культуры мира и гуманизации общественного сознания, формирование гуманистического мировоззрения, умений и навыков конструктивного сотрудничества и партнерства, утверждение в сознании студенчества миролюбия, толерантности и ненасилия как основополагающих нравственных и поведенческих ценностей будущего педагога.

Задачами спецкурса являются:

1)  изучение научно-теоретических основ формирования культуры мира;

2)  популяризация практического опыта по воспитанию разных поколений в духе идей культуры мира;

3) интеграция идей культуры мира в содержание профессионального образования студентов, поиск путей реализации идей в практику;

4) создание условий для раскрытия своих личностных и профессиональных качеств в формировании и расширении студентами собственных представлений о самих себе и окружающем мире;

5) обеспечение процесса накопления будущими педагогами опыта миротворческой и посреднической деятельности.

Помимо лекционного материала студентам  предлагается просмотр видеофильмов по вопросам культуры мира, набор практических заданий и упражнений, встречи с представителями государственных и общественных организаций,  материалы из опыта работы образовательно-воспитательных учреждений Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья.

В результате изучения спецкурса студенты должны знать:

-основные понятия: «культура мира», «миролюбие», «гуманизм», «толерантность», «права ребенка», «права человека», «общечеловеческие ценности», «конфликт-сотрудничество», «диалог культур», «социальная поддержка»;

- структуру формирования культуры мира в системе образования и воспитания;

-факторы, влияющие на процесс воспитания в духе культуры мира.

В  результате изучения спецкурса студент должен уметь:

-осознавать себя как субъекта культуры мира;

-адекватно оценивать значимость идей культуры мира в образовании и воспитании;

-внедрять идеи культуры мира в практику обучения и воспитания в своей будущей профессиональной деятельности.


 «ЭКСПРЕССИВНАЯ ПЕДАГОГИКА» (24 часа)

Усенко Игорь Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент

Целью спецкурса «Экспрессивная педагогика» является просвещение студентов в вопросах истории, теории и технологии развития психоэмоциональной сферы будущего педагога, расширение диапазона их экспрессивных возможностей в профессиональной деятельности, развитие эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность - системное свойство личности, включающее навыки адекватной ситуации рефлексии, саморегуляции, оптимального уровня эмпатии и экспрессивности.

Задачами спецкурса являются:

  1. формирование у будущих педагогов системы взглядов об исторических предпосылках становления теории о самосовершенствовании личности и нынешней практике развития психоэмоциональной сферы педагога и его экспрессивных возможностей в профессиональной деятельности;
  2. формирование у студентов потребности в саморазвитии  рефлексии, эмпатии, психоэмоциональной сферы, внешней экспрессии;
  3. приобретение студентами практических умений и навыков по анализу профессиональной педагогической деятельности, использованию саморегуляции, аутотренинга, медитации, физических и дыхательных упражнений.

В результате изучения спецкурса «Экспрессивная педагогика» студент должен знать: фундаментальные основы развития психоэмоциональной сферы человека, генезис европейских традиций развития психоэмоциональной сферы, праксеологические основы педагогической деятельности, теорию трансакционного анализа как метода регулирования выразительности педагога в профессиональной деятельности, сведения о выразительных возможностях педагога в профессиональной деятельности, основы нейролингвистического программирования в профессиональной деятельности педагога, общие положения о правилах невербального взаимодействия в работе педагога, основы управления психической энергией в конфликтных ситуациях, теоретические основы саморегуляции педагога, способы преодоления манипулирования со стороны учащихся в деятельности педагога.

По итогам спецкурса «Экспрессивная педагогика» студент должен уметь: использовать аутотренинг в учебной деятельности, развивать рефлексию и эмпатию как основополагающее направление самосовершенствования будущего педагога, анализировать мимику, жестикуляцию, территориальные притязания в поведении окружающих, применять физические упражнения, дыхательную гимнастику, медитацию в целях самосовершенствования, использовать техники саморегуляции для улучшения самочувствия.

Студент должен также владеть:  навыками анализа психоэмоциональной сферы человека, составления программы самосовершенствования, планирования этапов профессионального становления, конструирования эмоциональных состояний своих и окружающих.


«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ В САМОПОЗНАНИИ» (24 часа)

Янчукович Ольга Васильевна, кандидат пед. наук, доцент

Спецкурс «Педагогическая поддержка учащихся в самопознании» призван сформировать гуманитарное мышление будущего специалиста. Спецкурс  позволяет студенту углубить свои  знания в области педагогики личностно ориентированного образования, овладеть умениями научного поиска, методологической рефлексии, анализа и интерпретации  гуманитарного знания. Спецкурс расширяет представления о сущности и содержании педагогической поддержки как самостоятельной области образования, о  технологиях и методах  развития  школьников как субъектов самопознания.

Цель спецкурсаформирование у студентов гуманитарного мышления, метазнаний и компетенций в области педагогики личностно ориентированного образования

Задачи спецкурса:  обогатить познания студентов в сфере гуманистической педагогики; сформировать представления о феномене самопознания как цели образования личности; вооружить технологиями и методами педагогической поддержки учащихся в самопознании; развить компетенции учащихся: творчески решать педагогические задачи, осуществлять методологическую рефлексию, интерпретировать педагогические явления.

Изучение спецкурса «Педагогическая поддержка учащихся в самопознании» призвано сформировать у студентов комплекс академических, социально-личностных и профессиональных компетенций:

  • знание  концептуальных положений антропологии, герменевтики, феноменологии, психологии познании и психологии человеческого бытия, положений личностно ориентированной педагогики;
  • знание специфики и содержания педагогической поддержки, инструментария и механизмов ее реализации в образовании школьника как субъекта самопознания;
  • владение методическим инструментарием педагогической поддержки;
  • владение культурой диалогового взаимодействия, педагогического оценивания, фасилитационной деятельности;
  • развитие умений анализа, рефлексии, интерпретации педагогического знания.

Занятия проводятся с использованием разнообразных форм и методов обучения: мультимедийные презентации, эссе, дискуссионное, исследовательское, проблемное изложение учебного материала.