Спецкурсы по педагогике
- «Поликультурное образование учащихся и молодежи»
- «Образование в современном мире»
- «Организация работы с одаренными учащимися и студентами»
- «Сравнительная педагогика»
- «Профессиональное здоровье педагога: диагностика, сохранение, укрепление»
- «Экспрессивная педагогика»
- «Педагогическая поддержка учащихся в самопознании»
Спецкурс «Поликультурное образование учащихся и молодежи» (24 часа)
Кандидат педагогических наук, доцент В. В. Пашкевич
Глобализация современного мира ставит перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать, жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, В условиях многокультурного мира и полиэтнического общества поликультурное образование становится неотъемлемой частью педагогической культуры преподавателя, включающей в себя знание и овладение особенностями различных культур, их диалога и взаимодействия в историческом и современном контекстах.
Спецкурс включает в себя педагогические, культурологические, этноисторические знания, нацелен на формирование понимания важности культурного плюрализма, умения выделять и вносить в процесс поликультурного образования учащихся идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умения организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур.
Цель спецкурса «Поликультурное образование учащихся и молодежи»: раскрытие теоретических и практических вопросов поликультурного образования.
Задачи спецкурса: включить студентов в психолого-педагогическую деятельность, направленную на поликультурное самообразование и поликультурное образование учащихся; раскрыть подходы к формированию поликультурного образовательного пространства современного учреждения образования; обеспечить освоение студентами способов анализа теории и практики поликультурного образования учащихся; научить использовать позитивный опыт поликультурного образования, воспитательные средства народной педагогики для решения задач поликультурного образования; способствовать освоению студентами умений и навыков организации поликультурного образования учащихся.
Занятия проводятся с использованием разнообразных форм обучения: обсуждение эссе, проектов и рефератов, дискуссия, «круглый стол», научная конференция, демонстрация новейших образовательных и воспитательных технологий и методик, и др.
Спецкурс «Образование в современном мире» (24 часа)
Кандидат педагогических наук, доцент Л. А. Тригубова
Целью спецкурса является овладение студентами знанием современных процессов и тенденций в мировом образовании, общих и специфических характеристик систем образования в различных странах мира, систематизация и обобщение научно-педагогических знаний по вопросам развития зарубежной средней и высшей школы, ориентация студентов в вопросах сравнительной педагогики и, в частности, анализе образовательных систем ряда зарубежных стран.
Основными задачами спецкурса являются:
- приобретение и систематизация будущими учителями иностранных языков знаний о развитии и актуальных проблемах средней и высшей школы за рубежом;
- формирование у будущих педагогов умений анализа и интерпретации зарубежных систем образования;
- формирование у студентов умений сравнительного анализа отечественной и зарубежных образовательных систем, оценивать возможность использования положительного зарубежного опыта в отечественной педагогической практике;
- обогащение педагогического и методического арсенала студентов, их общей и профессиональной культуры;
- развитие системного, критического мышления преподавателя иностранного языка, его рефлексивных умений, стимулирование потребности в личностном и профессиональном развитии.
В результате освоения содержания учебной дисциплины «Образование в современном мире» студенты должны:
- знать современное состояние зарубежных систем образования; основные характеристики современных образовательных моделей; факторы, влияющие на развитие образовательных систем; реалии зарубежных образовательных систем; тенденции развития образования в конкретных странах и мире;
- уметь анализировать современное состояние образования за рубежом; выделять положительный опыт в зарубежных образовательных системах; пользоваться источниками для самообразования по проблемам сравнительного образования; интегрировать полученные знания в ходе изучения других учебных дисциплин;
- владеть терминологией и инструментарием сравнительно-педагогического исследования.
Cпецкурс «Организация работы с одаренными учащимися и студентами»(24 часа)
Черникова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Учебная дисциплина «Организация работы с одаренными учащимися и студентами» является составной частью общепедагогической подготовки преподавателей иностранного языка и дает представление об основных особенностях развития одаренных детей, подростков и студентов, раскрывает технологии работы с одаренными обучающимися. Изучение спецкурса позволит студентам - будущим специалистам-лингвистам эффективно включиться в процесс выявления, поддержки и развития одаренных учащихся и студентов, поможет построению дифференцированной системы развивающих мероприятий детской одаренности.
Цель изучения учебной дисциплины состоит в формировании у будущих педагогов теоретических и практических знаний, умений и навыков в области педагогики и психологии одаренности, в работе с одаренными учащимися и их родителями.
Задачи спецкурса: формирование представлений о сущности, специфике процесса развития одаренных детей, подростков и студентов; ознакомление с инновационной практикой организации взаимодействия учителя и одаренных учащихся на уроке и во внеклассной деятельности; изучение наиболее востребованных школой и учреждением высшего образования образовательных технологий для развития одаренности; освоение методов диагностики для определения уровня и степени одаренности школьников и студентов; развитие способности рефлексировать явления педагогической действительности.
Изучение спецкурса «Организация работы с одаренными учащимися и студентами» призвано подготовить студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
выделять психологические черты учащихся и студентов, отличающихся необычной потребностью в познавании и продуктивностью мышления, явно опережающих сверстников по уровню интеллекта;
уметь проводить психолого-педагогическую диагностику одаренности, владеть тестовыми методиками по данному вопросу;
владеть вопросами воспитания одаренных детей для проведения просветительской работы среди родителей;
знать концептуальные модели обучения одаренных учащихся и студентов.
Занятия проводятся с использованием разнообразных методов и средств обучения: мультимедийные презентации, видеоматериалы, эссе, рефераты, проекты, дискуссии.
Спецкурс «Сравнительная педагогика» (24 часа)
Капранова Вера Анатольевна, доктор пед. наук, профессор
Спецкурс «Сравнительная педагогика» занимает особое место в системе профессионально-педагогической подготовки студента МГЛУ. Он призван расширить научно-педагогический и общекультурный уровень студента, поможет глубже понять закономерности мирового педагогического процесса, выделять общее, особенное, единичное в развитии зарубежных систем образования. Будущий специалист-лингвист должен иметь представление о международной терминологии, используемой в сфере образования, обладать умением критически осмысливать зарубежный опыт, способностью сравнения, системного восприятия образовательных реалий, свободно ориентироваться в своей профессиональной области и владеть знанием современных зарубежных наработок с целью повышения качества своей профессиональной деятельности.
Цель спецкурса – овладение основами знаний в области сравнительной педагогики, понимание приоритетов развития мирового образования, магистральных направлений его развития в различных регионах мира (Северная, Западная, Восточная Европа, Северная Америка, Юго-Восточной Азия и др.).
Задачи спецкурса: ознакомить студентов с историей развития сравнительной педагогики как отрасли педагогического знания; современным состоянием и тенденциями развития образования за рубежом, характерными особенностями функционирования средней и высшей школы в различных странах мира, деятельностью стран-лидеров (США, Великобритания, Франция, Германия и др.) на рынке образовательных услуг, рейтингами университетов, международными образовательными программами и проектами.
Изучение спецкурса «Сравнительная педагогика» призвано сформировать у студентов комплекс академических, социально-личностных и профессиональных компетенций:
- знание современных тенденций развития образования в мире;
- владение методологией сравнительно-педагогического исследования;
- формирование умений работы с нормативно-правовой документацией;
- развитие умений поиска информации, анализа, сравнения и оценки собранных данных;
- развитие умений интерпретации и моделирования педагогических явлений и процессов во взаимосвязи с процессами развития образования в мире;
- умение работать в команде и развитие навыков взаимодействия.
Занятия проводятся с использованием разнообразных форм обучения: мультимедийные лекции, презентации, эссе, рефераты, проекты, дискуссии.
Спецкурс «Профессиональное здоровье педагога: диагностика, сохранение, укрепление» (24 часа)
Карпович Татьяна Ефимовна, кандидат психол. наук, доцент
Процесс овладения профессией может проходить конструктивным либо деструктивным путем по отношению к физическому, психическому и социальному здоровью человека. В итоге он может привести к прогрессу личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности либо к ее регрессу, т. е. профессиональным деформациям, которые возникают уже в процессе профессионального образования. Нарушения профессионального здоровья особенно пагубны для представителей педагогической профессии, где сама личность специалиста выступает средством профессиональной деятельности. Поэтому изучение спецкурса призвано обеспечить профилактику профессиональной дезадаптации будущих педагогов и их профессионального выгорания путем расширения представлений о влиянии педагогической профессии на здоровье человека, об управлении профессиональными стрессами и стратегиях совладающего поведения, о противодействии манипулированию со стороны учащихся и их родителей, а также путем формирования практических умений и навыков диагностики и укрепления собственного здоровья и повышения субъективного благополучия.
Целью спецкурса «Профессиональное здоровье педагога: диагностика, сохранение, укрепление» является ориентация студентов в вопросах диагностики, сохранения и укрепления своего профессионального здоровья, профилактики профессиональных деформаций.
Задачами спецкурса являются:
- формирование у студентов целостного представления о профессиональном здоровье педагога и его составляющих;
- воспитание у студентов ценностного отношения к здоровью как системному феномену, связанному с профессиональным становлением;
- приобретение студентами практических умений и навыков по диагностике, сохранению и укреплению своего здоровья и повышению субъективного благополучия.
Изучение спецкурса призвано сформировать у студентов комплекс академических, социально-личностных и профессиональных компетенций:
- применять базовые научно-теоретические знания по проблеме здоровьесбережения для решения теоретических и практических задач;
- владеть навыками диагностики здоровья, его сохранения и укрепления;
- организовывать взаимодействие участников образовательного процесса с учетом требований здоровьесбережения.
Каждое из 12 занятий включает теоретический блок (предоставление информации о сущности изучаемого феномена в виде интерактивной лекции с использованием мультимедийной презентации), диагностический блок (экспресс-диагностика составляющих профессионального здоровья студентов с интерпретацией результатов), практический блок (конкретные рекомендации по укреплению здоровья и профилактике его нарушений).
Спецкурс «Экспрессивная педагогика» (24 часа)
Усенко Игорь Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент
Целью спецкурса «Экспрессивная педагогика» является просвещение студентов в вопросах истории, теории и технологии развития психоэмоциональной сферы будущего педагога, расширение диапазона их экспрессивных возможностей в профессиональной деятельности, развитие эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность – системное свойство личности, включающее навыки адекватной ситуации рефлексии, саморегуляции, оптимального уровня эмпатии и экспрессивности.
Задачами спецкурса являются:
- формирование у будущих педагогов системы взглядов об исторических предпосылках становления теории о самосовершенствовании личности и нынешней практике развития психоэмоциональной сферы педагога и его экспрессивных возможностей в профессиональной деятельности;
- формирование у студентов потребности в саморазвитии рефлексии, эмпатии, психоэмоциональной сферы, внешней экспрессии;
- приобретение студентами практических умений и навыков по анализу профессиональной педагогической деятельности, использованию саморегуляции, аутотренинга, медитации, физических и дыхательных упражнений.
В результате изучения спецкурса «Экспрессивная педагогика» студент должен знать: фундаментальные основы развития психоэмоциональной сферы человека, генезис европейских традиций развития психоэмоциональной сферы, праксеологические основы педагогической деятельности, теорию трансакционного анализа как метода регулирования выразительности педагога в профессиональной деятельности, сведения о выразительных возможностях педагога в профессиональной деятельности, основы нейролингвистического программирования в профессиональной деятельности педагога, общие положения о правилах невербального взаимодействия в работе педагога, основы управления психической энергией в конфликтных ситуациях, теоретические основы саморегуляции педагога, способы преодоления манипулирования со стороны учащихся в деятельности педагога.
По итогам спецкурса «Экспрессивная педагогика» студент должен уметь: использовать аутотренинг в учебной деятельности, развивать рефлексию и эмпатию как основополагающее направление самосовершенствования будущего педагога, анализировать мимику, жестикуляцию, территориальные притязания в поведении окружающих, применять физические упражнения, дыхательную гимнастику, медитацию в целях самосовершенствования, использовать техники саморегуляции для улучшения самочувствия.
Студент должен также владеть: навыками анализа психоэмоциональной сферы человека, составления программы самосовершенствования, планирования этапов профессионального становления, конструирования эмоциональных состояний своих и окружающих.
Спецкурс «Педагогическая поддержка учащихся в самопознании» (24 часа)
Янчукович Ольга Васильевна, кандидат пед. наук, доцент
Спецкурс «Педагогическая поддержка учащихся в самопознании» призван сформировать гуманитарное мышление будущего специалиста. Спецкурс позволяет студенту углубить свои знания в области педагогики личностно ориентированного образования, овладеть умениями научного поиска, методологической рефлексии, анализа и интерпретации гуманитарного знания. Спецкурс расширяет представления о сущности и содержании педагогической поддержки как самостоятельной области образования, о технологиях и методах развития школьников как субъектов самопознания.
Цель спецкурса – формирование у студентов гуманитарного мышления, метазнаний и компетенций в области педагогики личностно ориентированного образования
Задачи спецкурса: обогатить познания студентов в сфере гуманистической педагогики; сформировать представления о феномене самопознания как цели образования личности; вооружить технологиями и методами педагогической поддержки учащихся в самопознании; развить компетенции учащихся: творчески решать педагогические задачи, осуществлять методологическую рефлексию, интерпретировать педагогические явления.
Изучение спецкурса «Педагогическая поддержка учащихся в самопознании» призвано сформировать у студентов комплекс академических, социально-личностных и профессиональных компетенций:
- знание концептуальных положений антропологии, герменевтики, феноменологии, психологии познании и психологии человеческого бытия, положений личностно ориентированной педагогики;
- знание специфики и содержания педагогической поддержки, инструментария и механизмов ее реализации в образовании школьника как субъекта самопознания;
- владение методическим инструментарием педагогической поддержки;
- владение культурой диалогового взаимодействия, педагогического оценивания, фасилитационной деятельности;
- развитие умений анализа, рефлексии, интерпретации педагогического знания.
Занятия проводятся с использованием разнообразных форм и методов обучения: мультимедийные презентации, эссе, дискуссионное, исследовательское, проблемное изложение учебного материала.