Научная работа кафедры 2-го иностранного языка (французский язык)

Научная работа кафедры 2-го иностранного языка (французский язык)

С января 2014 года по настоящее время преподавателями кафедры разрабатывается научная тема «Реализация функционально-семантического подхода в формировании вторичной языковой личности» (УДК 811.133.1’243, № госрегистрации 20142323,. Инв. № 28/2015).

Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Щенникова Наталия Михайловна, заведующая кафедрой второго иностранного языка (французский).  Телефон: 284-47-48 (служебный).

Исполнители: канд. филол. наук – 7, б.с. – 7

  • кандидаты филологических наук, доценты – Бондарчук Л.Г., Гапанович Е.А., Грачева Л.А., Казловская Л.П., Стрельцова Т.А., Токаревич Н.М.
  • старшие преподаватели – Нестерович Н.В., Окулевич Т.В., Селищева Т.Я.
  • преподаватели – Бартош Н.Н., Галдукевич А.А., Романкевич М.Н., Козлова С.В.

В разработке научной темы принимают участие также студенты.

Целесообразность проведения научно-исследовательской работы по данной теме подтверждается тем фактом, что современный глобализованный мир характеризуется чрезвычайным многообразием, количество его аспектов бесконечно (национальный, исторический, экономический, религиозный, лингвистический, культурологический, типологический, социальный и т.д.). Содержательные параметры каждого аспекта оказывают более или менее существенное влияние на эффективность интерактивных контактов всех уровней, от международного до частного.

Актуальность исследования вторичной языковой личности вытекает из необходимости ответить на современный социальный заказ обеспечить лингвокультурологические составляющие межкультурной коммуникации. Более того, очевидна перспективность изучения планируемой темы силами именно преподавателей кафедры 2-го иностранного языка, так как обучение 2-му иностранному языку дает возможность наблюдений и экспериментов как лингводидактического, так и лингвокультурологического направлений, каждый из которых может дать значимые теоретические и практические результаты.

         Некоторые кандидаты филологических наук, доценты кафедры, помимо кафедральной научной темы, до января 2016 года работали в составе временного научного коллектива «Описание межъязыковой эквивалентности правовых терминов в лексической системе французского языка», в настоящее время работают над созданием французско-белорусского словаря сокращений и аббревиатур (научный руководитель к.ф.н., доцент Завадская Е.А.), а также над индивидуальными научными темами.

 

Публикации:

2014 год

Учебные пособия:

  1. Французский язык. Практикум по культуре речевого общения: пособие / Л.А.Грачева, Т.Я.Селищева. – Минск: МГЛУ, 2014. – 164 с.
  2. Lе Français pour professionnels: La construction de l’État = Профессиональный французский: государственное строительство: сб. текстов: в 2-х ч. Ч. 2 / сост.: Л.Г. Бондарчук, О.П. Жевнерчук. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 77 с.
  3.  
  1. Абраменкова М.П. Специфика формообразования обстоятельств образа действия в современном французском языке сб. науч. статей «Сопоставительные исследования разноструктурных языков». – Минск, МГЛУ, 2014. – с. 71-77
  2. Бартош Н.Н. Бытийные высказывания с безличными структурами il y a и  ther is / ther are во французском и английском языках сб. науч. статей «Сопоставительные исследования разноструктурных языков». – Минск, МГЛУ, 2014. – с. 82-88
  3. Бартош Н.Н. Роль артикля в семантической интерпретации бытийного высказывания / сб. науч. статей «Аномалия в языке, гармония в речи». – Минск, МГЛУ, 2015 (в печати)
  4. Бондарчук, Л.Г.Новая образовательная политика Франции// Профессионально ориентированный иностранный язык: от обучения к эффективной коммуникации: мат-лы  гор. науч.-практ. семинара, Минск, 20 мая 2014г./ редкол.: И.И.Ганчеренок\ (отв.ред). – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – С.19-23.
  5. Гапанович Е.А. Семантическое моделирование обобщающих наименований лица. В сборнике научных статей «Беларускае Падзвінне : вопыт, методыка і вынікі палявых і міждысцыплінарных даследаванняў : зб. навук. арт. II міжнар. навук. канф., Полацк, 17–18 красав. 2014 г.: у 2 ч. Ч. 2 / Полацкі дзярж. ун-т; пад агульн. рэд. Д. У. Дука, У. А. Лобача, С. А. Шыдлоўскага. – Наваполацк : ПДУ, 2014. – с.  178–183.
  6. Гапанович Е.А. Семантическая интерпретация категории обобщенности (на материале французского языка) / Е.А. Гапанович // Весн. Полоцкого гос. ун-та. Сер. А, Гуманитарные науки. Лингвистика. – 2014. – №2. – C. 60 – 65.
  7. Гапанович Е.А. О IV Республиканском конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся по учебным предметам «Английский, немецкий, французский, испанский и китайский языки / Е.А. Гапанович, М.П.Телень, Т.К. Кохнович, Е.А.Булат, Линь Цзюнь, И.В.Галыня // Замежныя мовы. – 2014. – №3. – C. 36–40 
  8. Гапанович Е.А. Вторичные обобщающие номинации лица (на материале русского и французского языков) / сб. науч. статей «Сопоставительные исследования разноструктурных языков». – Минск, МГЛУ, 2014. – с. 21-26
  9. Гапанович Е.А.  Ориентирующая функция языка и реальность человека говорящего  / сб. науч. статей «Аномалия в языке, гармония в речи». – Минск, МГЛУ, 2015 (в печати)
  10. Казловская Л.П. Особенности темпоральной референции высказываний с инфинитивом в функциях подлежащего и предикатива // Вестн. Минск.гос.лингв.ун-та. Сер.I. Филология. – 2014 - №2(69). С. 99-105.
  11. Стрельцова Т.А. СМИ как пространство проявления речевой агрессии. / сб. науч. статей «Сопоставительные исследования разноструктурных языков». – Минск, МГЛУ, 2014. – с. 134-138
  12. Токаревич Н.М. Сравнительный анализ языковой картины мира. Сб. науч. статей «Сопоставительные исследования разноструктурных языков». – Минск, МГЛУ, 2014. – с. 61-65
  13. Токаревич Н.М. Невербальные компоненты в обучении  профессиональному общению /Статья в сборнике материалов городского научно-практического семинара «Профессионально ориентированный иностранный язык: от обучения к эффективной коммуникации» Академии управления при Президенте Республики Беларусь (Минск, 20 мая 2014 г.).
  14. Щенникова Н.М.Языковые средства выражения  отрицания  во французском и английском художественных текстах. Сб. науч. статей «Сопоставительные исследования разноструктурных языков». – Минск, МГЛУ, 2014. – с. 110-116

 

Тезисы:

         Преподаватели:

  1. Абраменкова М.П. Представление о системе действий. Внутренняя характеристика действия языках / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета. – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С.187 – 190.
  2. Бартош Н.Н. К вопросу об образовании бытийных безличных структур во французском языке (на примере il y a) / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 190 – 193.
  3. Бондарчук,Л.Г. Периферийные словообразовательные модели в английском, французском, русском языках / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета. – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С.193-194.
  4. Галдукевич А.А. Движение «новое образование» во Франции / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 1. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 9 – 12.
  5. Гапанович Е.А. Линвгокультурологическое поле «личность» (на материале французского языка) / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 194 – 196.
  6. Грачева Л.А. Топонимические библеизмы в современном французском языке / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 196 – 198.
  7. Казловская Л.П. О функционально-семантической универсальности инфинитива / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 199 – 201.
  8. Нестерович Н.В. Конструирование концептов в процессе формирования вторичной языковой личности / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 203 – 205.
  9. Окулевич Т.В. Трудности формирования коммуникативно-когнитивной и учебной компетенций на занятиях по экстенсивному чтению / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 1. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 134 – 136.
  10. Поклад О.Н. Особенности усеченных единиц и их статус в современном французском языке / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 205 – 207.
  11. Романкевич М.Н. Эталонный статус образов животных / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 207 – 210.
  12. Стрельцова Т.А. Особенности репрезентации действительности в структуре приблизительных наименований / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 209.
  13. Токаревич Н.М. Языковая личность в языковой картине мира / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 210 – 211.
  14. Щенникова Н.М. Вторичная языковая личность и ее особенности / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 211 – 213.

 

  •  
  1. Дмитренко В.Е. – студентка факультета английского языка. Языковая политика в европейских странах / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 198 – 199.
  2. Курлович Э. – студентка факультета английского языка. Залог как универсальная языковая категория / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 201 – 202.
  3. Мыратбердиев К.Н. – студент переводческого факультета. Термины-неологизмы во французских экономических текстах / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 202 – 203.
  4. Эгамова А.К. – студентка факультета английского языка. Вторичные номинации географических объектов в английском и французском языках / Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, – 13-14 мая 2014г.– Часть 4. – М.: МГЛУ, 2014. – С. 213 – 214.

 

2015 год

Сборник научных трудов:

1. Сопоставительные исследования разноструктурных языков:сб. науч. ст. / редкол.: А. М. Горлатов [и др.]. – Минск: МГЛУ, 2015. – 192 с.

                                                                                                                                                                                                               

Учебные пособия:

  1. Практикум по устной и письменной речи французского языка как второго иностранного = Activités communicatives en français deuxième langue étrangère / Л.Г. Бондарчук, Т.А. Стрельцова, Н.М. Токаревич. – Минск: МГЛУ, 2015. – 180 с.
  2. Учимся говорить по-французски. = Voulez-vous parler français: пособие для студентов, изучающих французский язык как второй иностранный. В 2-х ч. Ч. 1 / Н.В. Нестерович [и др.]. – Минск: МГЛУ, 2014. – 132 с.

 

  •  
  1. Бартош Н.Н. Роль артикля в семантической интерпретации бытийного высказывания / сб. науч. статей «Аномалия в языке, гармония в речи». – Минск, МГЛУ, 2015
  2. Бартош Н.Н. Структурно-семантические особенности бытийных предложений французского языка // Вестн. Минск. гос. лингв. ун-та. Сер. I. Филология, Минск, 2015 – № 5, с. 54-62.
  3. Бондарчук, Л.Г. Особенности политической семантики французского языка / сб. науч. статей «Сопоставительные исследования разноструктурных языков». – Минск, МГЛУ, 2015. – с. 21-26
  4. Гапанович Е.А. Универсальное и специфическое в проявлении целостности языка, человека, мира / сб. науч. статей «Универсальное и национальное в языковой картине мира». – Минск, МГЛУ, 2015
  5. Гапанович Е.А. Лингво-культурологический аспект французских обобщенно-нарицательных наименований лица / сб. науч. статей «Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам». – Минск, БГУ, 2015
  6. Грачева Л.А. Коннотативная лакунарность зооморфных характеристик внешности человека во французском и английском языках / Сопоставительные исследования разноструктурных языков: сб. науч. ст. / редкол.: А. М. Горлатов [и др.]. – Минск : МГЛУ, 2015. – с. 28-35
  7. Казловская Л.П. «О психологической темпоральной референции форм passé composé в высказывании» // Вестн. Минск. гос. лингв. ун-та. Сер.I. Филология. – 2015

Тезисы докладов:

Преподаватели:

  1. Абраменкова М.П. Междисциплинарный подход к типологии  действий субъекта. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Ч. 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 196-197
  2. Бартош Н.Н. Генерализирующая функция артикля в английском и французском языках Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Ч. 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – 197-198
  3. Бондарчук,Л.Г. Интеграционный характер феномена «языковая личность». Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Ч. 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 200-202
  4. Галдукевич А.А. Взаимодействие как ключевая категория интерактивного обучения. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 1. – Минск: МГЛУ, 2015. - 
  5. Гапанович Е.А. Собственные про-имена во французском, английском и русском  языках. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Ч. 4. – Минск: МГЛУ, 2015.
  6. Грачева Л.А. Зооморфные метафоры с положительной коннотацией, характеризующие умственные способности  человека (на материале французского и английского языков). Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Ч. 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 202-203
  7. Казловская Л.П. Межъязыковая интерференция в изучении второго иностранного языка.  Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Ч. 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – 203-205
  8. Нестерович Н.В., Удовеня Л.А. Специфика употребления глагольно-временных форм в англо-французских параллельных текстах описательного типа Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 210-212
  9. Нестерович Н.В., Кореневская А.С. Концепт деньги в паремическом фонде английского, французского и итальянского языков. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 207-210
  10. Окулевич Т.В. Приемы коммуникативно-когнитивного подхода при обучении практической грамматике второго иностранного языка (французский).  Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 1. – Минск: МГЛУ, 2015.
  11. Поклад О.Н. Семантические особенности сомматических фразеологизмов во французском и английском языках.  Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015.
  12. Романкевич М.Н. Зоосимвол как проявление этнокультурной языковой личности (на материале французского языка. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 213-215
  13. Стрельцова Т.А. Особенности репрезентации действительности в структуре приблизительных наименований. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 216-218
  14. Токаревич Н.М. Лексические трансформации имен собственных во французском языке. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 220-222
  15. Щенникова Н.М. Формирование вторичной языковой личности в вузе. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 222-224

 

Студенты:

  1. Титова А.А. – студентка факультета английского языка. Национально-культурный компонент лексической семантики. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 219-220
  2. Поветко Н.А. – студентка факультета межкультурных коммуникаций. Межъязыковые соответствия и различия в значении и употреблении колоронимов в английской и французской культурах. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 212-213
  3. Сырица В.Э. – студентка факультета межкультурных коммуникаций. Топонимический компонент в составе фразеологических единиц. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 218-219
  4. Русакова Е.А. – студентка факультета межкультурных коммуникаций. Семантические особенности глаголов восприятия в английском, французском и русском языках. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 215-216
  5. Юшкевич О.С. – студентка факультета английского языка. Средства выражения каузативных отношений в английском и французском языках. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015.
  6. Калачик О.В. – студентка факультета межкультурных коммуникаций. Терминосистема «Футбол» в современном английском языке. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015.
  7. Курлович А. – студентка факультета английского языка. Актуальное членение предложения и залог. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 206-207
  8. Кремешкова Ю.О. – студентка факультета английского языка. Сопоставительный анализ и частотность употребления соматических фразеологизмов во французском, английском и русском языках. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015. – с. 205-206
  9. Меер М.В. – студентка факультета межкультурных коммуникаций. Функционирование библейской лексики и фразеологии в светском дискурсе. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015.
  10. Левина В.И. – студентка факультета межкультурных коммуникаций. Анализ лексико-семантического поля слова «одежда» в контексте сопоставительной лингвокультурологии. Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета / Отв. ред. Н.П.Баранова. – Минск, 23-24 апреля 2015 г.: В 5 ч. – Часть 4. – Минск: МГЛУ, 2015.

 

В 2015-2016 учебном году подготовлены к опубликованию учебные пособия (находятся на редакции):

  1. Учимся говорить по-французски. = Voulez-vous parler français: пособие для студентов, изучающих французский язык как второй иностранный. В 2 ч. Ч. 2. / Н.В.Нестерович [и др.]. – Минск: МГЛУ, 2016. – 132 с.
  2.  «Практическая грамматика французского языка: пособие для студентов, изучающих французский язык как второй иностранный. В 4 ч. Ч. 3. / Н.В.Нестерович [и др.]. – Минск: МГЛУ, 2016. – 116 с.
  3.  «Практикум по грамматике французского языка как  второго иностранного» = Un entraînement efficace pour savoir analyser, comprendre, s’exprimer. / Окулевич Т.В. – Минск: МГЛУ, 2016. – 114 с.