Научная работа кафедры психологии

Научная работа кафедры психологии

На кафедре психологии  разрабатывается научная тема «Когнитивное и речевое развитие личности в учебном процессе» (науч.рук. – д.пс.н., проф. Ерчак Н.Т.).

Преподаватели кафедры (Ерчак Н.Т., Климович Е.А., Шнаревич Л.Г., Иванов О.В., Чеховских М.И.) выполняют исследования в области психологии речи на родном и иностранном языках. Разнообразные компьютерные технологии разрабатываются и используются в лабораторных экспериментах, организуемых преподавателями кафедры, аспирантами, магистрантами и студентами. Большая часть экспериментов ориентирована на изучение речевых и когнитивных процессов. На компьютере производится  статистическая обработка (достоверность, корреляционный анализ, факторный анализ) полученных экспериментальных данных.

Для проведения  экспериментальных исследований  используется следующее оборудование: магнитофоны «Вильма», «Pioneer», компьютер, диктофоны, сканер и т.д. Программы, загруженные в компьютер SoundForge, Cool2006, PowerPoint  позволяют исследовать речь, память, понимание иноязычной речи, перевод с одного языка на другой, взаимодействие внутренней и внешней речи на разных языках и т.д.

В результате научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов,  аспирантов и преподавателей кафедры, создан ряд новых  авторских экспериментальных методик:

1) диагностика уровня развития ситуативной речи на иностранных языках (Прокопеня Е., Макаль А.);

2) диагностика  уровней понимания речевого сообщения (на основе двухуровневого нарушения целостности текста (Иванов О.);

3) диагностика уровня сформированности «чувства языка» (Климович Е.А.);

4) диагностика образной сферы личности с помощью визуального и слухового вариантов предъявления текстов (Томашевич Е.);

5) диагностика послеобразов (Дорошкевич Т.Л.);

6) синхронное/последовательное понимание информации (Шевелева Е.);

7) методика изучения вербальности/невербальности понимания речевых сообщений (Невдах А.).

8)  адаптация теста  Струпа в качестве диагностического инструмента оценки уровня владения иностранными языками (Сыромятникова Е.).

  Результаты научных исследований преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов находят свое воплощение в научных пособиях, публикациях в журналах, сборниках научных статей.